Подготовка к выборам

Несколько лет назад я поставил себе внутреннюю цель — подготовиться и стать депутатом городского маслихата. В мои планы входило добиваться справедливого распределения бюджета с сокращением расходом на местный госаппарат и с увеличением выделяемых средств на благоустройство и восстановление объектов ЖКХ. Мне хотелось добиваться справедливости во взаимоотношениях государственных органов и населения. Да, уровень городского маслихата — это самый низ для таких возможностей, но я не верил, что обычного человека допустят в областной маслихат или тем более Мажилис, если он не будет слушаться партийных указаний. Мне казалось, что на уровень городского маслихата вполне может пройти непартийный человек, которому не обязательно слушаться чиновников. Ведь у городского маслихата не так много полномочий — утвердить городской бюджет, утвердить городского акима, вот собственно и всё из важного. Мне верилось, что в качестве депутата я смогу добиваться изменений в работе местных государственных органов, помогать людям и в целом сделать наш район и город лучше. Звучит сумбурно и пафосно, но я романтик и идеалист, именно так я думаю.

Подготовку я начал с подготовки финансовой подушки, так как понимал, что общественная жизнь, посвященная интересам людей, не даст мне прокормить семью. Депутаты городского маслихата не получают зарплаты, а если действительно работать по заявлениям людей, то времени на работу вполне может не остаться. Я плотно работал последние годы, официально у меня были отпуска, но какой может быть отпуск, если работаешь на нескольких работах. Я работал днем, а потом еще больше по вечерам, ночам и особенно много по выходным, это может подтвердить каждый, кто меня знает лично. Все заработанное вкладывалось в других людей, чтобы они были источником дохода, если я лично буду зажат стечением обстоятельств. Рассказываю это для того, чтобы было понятно — участие в выборах для меня это не кратковременная блажь, это результат долгой подготовки для реализации поставленной цели. Я готовился ко всякому развитию событий, нельзя было допустить, чтобы меня можно было зажать или подкупить, когда я стану депутатом. И считаю, что каждый, кто хочет стать депутатом, должен начать именно с этого вопроса. Маслихат — это не место зарабатывания денег, это место общественной деятельности и вы должны быть готовы к этому в том числе и финансово.


Что требуется для участия в этом празднике?

Выборы назначены на 20 марта, а документы для регистрации в качестве кандидата в депутаты было возможно подать до 19 февраля включительно. По ряду причин я протянул до последнего дня, но вечером 18 февраля решение было согласовано с семьей и принято, я твердо был убежден, что пройду этот путь, независимо от последствий. Итак, теперь мой основной документ – Конституционный закон Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» (далее – закон о выборах). Так как я далек от политических партий и вообще не люблю все эти политические игры, то в выборах решил участвовать путем самовыдвижения. Баллотировался я по округу № 19, где живет моя семья.

Что же нужно для регистрации кандидатов в депутаты маслихатов? Согласно статье 104 закона о выборах требуется и мною выполнено в течение одного рабочего дня следующее (привожу в порядке выполненных действий):

1. Кандидат и его супруга (супруг) до регистрации предоставляют в налоговые органы по месту жительства декларации о доходах и об имуществе на первое число месяца начала срока выдвижения. 

Этим я занялся в первую очередь, раньше никогда такую декларацию не заполнял. Форму налоговой отчетности 230.00 сказал в личном кабинете налогоплательщика. Отмечу, что система оказания государственных услуг в электронном виде с использованием ЭЦП мне сильно помогает в жизни, моя благодарность тем, кто это внедрил в нашей стране.

  • в кабинете налогоплательщика (cabinet.salyk.kz) есть возможность скачать данные, которые имеются на тебя в налоговой службе, по этой справке увидел перечень банковских счетов, открытых на мое имя. Я очень удивился количеству счетов, по кредитным счетам надо обязательно сверяться, на один кредит у меня было открыто три банковских счета (в банке это объяснили тем, что через два из них идет прием денег). За несколько часов объездил банки, получил справки о количестве денег на счетах по состоянию на 1 января 2016 года. Аналогичная работа была выполнена для супруги;
  • через портал «egov.kz» получил на себя и на супругу справки об отсутствии (наличии) недвижимого имущества, чтобы точно знать официальные реквизиты квартиры (тот же кадастровый номер, не знал его до этого дня);
  • через портал «egov.kz» получил справку о пенсионных накоплениях на 1 января 2016 года.

Получив все данные, через кабинет налогоплательщика заполнил декларации на себя и на жену. Все это заняло большую часть 19 февраля (вплоть до 16.30), потребовалось супруге получить ЭЦП, плюс банки, плюс заполнение двух деклараций. Мне нравится сама идея кабинета налогоплательщика, но сайт часто зависает, надо дорабатывать.

Примечание: Достоверность сведений о доходах и об имуществе, задекларированных кандидатом и его (ее) супругой (супругом), проверяется органами налоговой службы в течение пятнадцати дней со дня регистрации кандидата.

2. Внести счет местных исполнительных органов в качестве депозита избирательный взнос в размере 5 МЗП.

Из личных средств через Народный банк перевел на счет городского акимата Усть-Каменогорска 114 295 тенге, в банке все реквизиты уже знали, я был не первый.

Примечание: внесенный взнос возвращается:

— если кандидат избран депутатом маслихата;

— если кандидат набрал не менее 5 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании;

— в случае смерти кандидата.

Во всех остальных случаях внесенный взнос возврату не подлежит.

3. Подача в окружную избирательную комиссию требуемых документов:

  • заявление о намерении баллотироваться кандидатом по данному избирательному округу;
  • биографические данные о кандидате;
  • справки налогового органа о сдаче кандидатом и его (ее) супругой (супругом) деклараций о доходах и об имуществе;
  • документ, подтверждающий внесение кандидатом избирательного взноса.

Окружная избирательная комиссия по округу № 19 располагалась в школе № 21 по ул. Гоголя. После обеда я дозвонился до комиссии и предупредил, что до окончания положенного срока, то есть до 18 часов я обязательно подам документы на регистрацию. Они были удивлены, но возразить им было нечего. С супругой мы подъехали ближе к 18 часам, я заполнил на месте предоставленные бланки заявления, биографической справки, представил налоговую справку и копию квитанции об оплате избирательного взноса. При этом мы мило пообщались с председателем окружной комиссии. Но затем возник первый спорный момент – после предоставления документов я попросил дать мне расписку в получении документов, на что мне было отказано. Задайтесь вопросом, а что мешает после подачи документов случайно выяснить, что человек «забыл» представить какой-нибудь документ? Мне видится, что именно расписка может помочь такое исключить. Действительно, в самом законе о выборах нет прямого указания на предоставление расписки, потому что этот вопрос не относится к процедуре выборов, но это истекает из положений гражданского законодательства о взаимоотношениях граждан и государственных органов. У меня были последние полчаса на подачу документов, попытки достучаться до сознательности членов комиссии ничем не закончились, пришлось звонить в городскую прокуратуру, в которой очень оперативно решили этот вопрос. Через 15 минут был звонок из областной избирательной комиссии с подтверждением законности моих требований и председатель комиссии написала расписку. После этого милого общения больше не было, начались сугубо деловые взаимоотношения, все мои обращения имели письменный характер с обязательной отметкой о получении.


Итак, собрать и подать документы для участия в выборах несложно, требуются деньги в размере 5 МЗП, но они будут возвращены (сложно представить, чтобы при агитации за вас проголосовало менее 5 % человек), все остальное делается бесплатно и быстро.

После этого у окружной комиссии было 5 дней для регистрации в качестве кандидата в депутаты. В течение этого времени, как мне было сообщено председателем комиссии, отрабатываются запросы в различных силовых органах вроде полиции и КНБ, но это обычная бюрократия, если вы законопослушный гражданин, то вам нечего переживать.

Во вторник 23 февраля меня вызвали в окружную комиссию и выдали свидетельство кандидата в депутаты городского маслихата.


Могли ли мне отказать в регистрации? Только теоретически, если подделали бы какой-нибудь представленный мною документ, но это звучит как полный бред, я такого даже не допускал. Тем более расписка о получении документов исключала такие варианты развития ситуации, после этого регистрация была решенным вопросом.

Окружная избирательная комиссии также отменяет решение о регистрации кандидата в случае выявления на момент подачи декларации недостоверности сведений о доходах и имуществе, задекларированных кандидатом или его (ее) супругой (супругом). Вот здесь у меня были сомнения чисто бюрократического характера, в декларации было поле для указания места работы, либо органа, в который баллотируешься. Если в своей я записал «кандидат в депутаты Усть-Каменогорского городского маслихата», то что писать супруге в декларации? Она ведь не баллотируется, но и декларацию подает не как госслужащий. Разъяснений я не смог получить, пришлось писать «супруга кандидата в депутаты Усть-Каменогорского городского маслихата». Мне могли отказать, если бы каким-либо образом ошибочно засчитали тиыны на банковских счетах, а я не имел времени на судебное опровержение подобного отказа. Но цифры мною были хорошо проверены, все банковские справки у меня имелись, проблем в итоге не возникло.


Для дальнейшей работы мне требовались доверенные лица — люди, которые смогут отстоять сутки и на которых нельзя надавить административно. Были вычеркнуты друзья и близкие, которые работали в государственных органах и крупных организациях, они могли оказаться под давлением. В итоге доверенными лицами согласились быть родственники и друзья, работающие в небольших частных организациях или безработные. Они были предупреждены, что последствия непредсказуемы, возможно все вплоть до увольнения, но все согласились, они хорошие друзья и люди с активной жизненной позицией, с ними можно ходить в разведку. Каждый из них приходил в окружную комиссию, писал заявление, после чего получал свидетельства доверенных лиц. Всего я собрал 8 доверенных лиц, по 2 человека на каждый избирательный участок, но по закону допускается иметь до 3 доверенных лиц на каждый участок. По закону о выборах они имеют права наблюдателей, что очень важно именно в день выборов, то есть за ними основной контроль.


Конкуренты без конкуренции?

На этапе подготовки к выборам мне стало интересно, а кто вообще баллотируется по моему округу? В окружной комиссии мне сообщили фамилии кандидатов, этого было достаточно, в интернете легко найти связи между людьми – прямые или косвенные:

  1. Действующий депутат Сейлжан Сайлаубаев, человек известный в бизнес-среде Усть-Каменогорска, руководитель корпорации «Восток-Молоко», на выборах выдвигался от партии «Нур Отан». Общие знакомые отзывались о нем как о хорошем человеке, поэтому собственно и тогда и сейчас отношусь к его роли в выборах без негатива.
  2. Кандидат Д. Бабаханов, самовыдвиженец, информации мало, но известно, что является соучредителем одной фирмы совместно с С. Сайлаубаевым. В прошлые выборы депутатов городского маслихата также составлял конкуренцию С. Сайлаубаеву по этому округу.
  3. Кандидат А. Батканов, самовыдвиженец, информации еще меньше, является руководителем предприятия, собственником которого является некий «А… Сейлжанович Сайлаубаев», при этом предприятие зарегистрировано по одному адресу с предприятиями Сейлжана Сайлаубаева. Этот кандидат в марте отказался от участия в выборах, несмотря на то, что при этом терял значительный избирательный взнос, но видимо были на то причины.

Данные о бизнес-участии кандидатов получены через портал «egov.kz» в электронном формате и подписаны ЭЦП Департамента юстиции, поэтому лично у меня их достоверность не вызывает сомнений. Но важно отметить, что такая тесная связь между кандидатами является полностью законной и даже у меня не вызывает вопросов. Это является закономерным следствием инертности людей, никто не желает участвовать в выборах, но ведь должна быть соблюдена конкуренция. То, что среди аффилированных между собой лиц предвыборной агитацией занимается только один человек, тоже является вполне нормальным, было бы странным обратное. Рассказываю это для того, чтобы стало понятно — отсутствие выбора на выборах во многом результат нашей инертности, побольше местных активных жителей и ситуация может поменяться в корне.


Я наблюдал похожую картину во многих округах города, да и вы сами можете вспомнить — а как много кандидатов по вашему району занимались агитацией? Если вам повезло и у вас были реальные самовыдвиженцы, то визуально могла наблюдаться конкуренция, а если активистов не было, то в стандартной ситуации на подъездах висели агитационные листовки только по одному кандидату в городской и областной маслихаты, причем это были именно те лица, которые стали депутатами в итоге. Надо отметить, что, по моему наблюдению, в областные маслихаты вообще была слабая агитация, видимо там было проще с конкуренцией (если не брать в расчет крупных бизнесменов вроде А. Балушкина или А. Мамутовой, у которых была мощная по объему агитация). К примеру, в моем округе в областной маслихат выдвигался В. Головатюк (секретарь областного маслихата), о других конкурентах не слышал. Я обошел все дома своего округа, пока проводил собственную агитацию, но листовки Головатюка я видел на небольшом количестве домов, может процентов 20-30 от общего количества, листовок других кандидатов я не видел. И такая ситуация везде, где я мог наблюдать предвыборную агитацию. В кандидаты шли государственные служащие, работники коммунальных предприятий и многие другие, не проявлявшие ранее общественной активности и не проявившие её во время предвыборной агитации, но хочется задаться вопросом — а зачем все это? Государство выделяет средства на агитацию, чтобы ЛЮБОЙ кандидат, независимо от собственных доходов, мог сообщить о себе избирателям. Если человек оплачивает больше 114 тысяч тенге гарантийного взноса, но затем не занимается агитацией, на которую ему БЕЗВОЗМЕЗДНО выделяются бюджетные средства, то возникает вопрос — а что такой человек вообще делает среди кандидатов? Зачем он идет на участие в выборах, если ему не нужен результат? Это риторический вопрос, я знаю на него ответ, который мне не нравится. Я лично наблюдал такую ситуацию по городу, во многих районах, кроме тех, где были реальные самовыдвиженцы, те, кто хотел реально составить конкуренцию и кто был готов противостоять этой схеме распределения. Давайте не будем лицемерить — это всё очень неправильно. Друзья, и причиной этому, помимо предполагаемой «тайного» сговора, является низкая общественная активность. Мы можем и должны участвовать в выборах, чтобы изменить эту порочную схему участия и победы «своих и нужных» при конкуренции «теневых кандидатов». Конечно, для этого придется переломить привычную для некоторых легкость победы «своих», но это решаемо, если общественность проявит активность и за соблюдением закона на выборах будут отвечать сотни независимых людей, то результат будет только благоприятный для нашего города.

comments powered by HyperComments